Версия сайта для слабовидящих

Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками?

Умение общаться с другими – один из самых главных социальных навыков. Быть родителем – это настоящий труд. И мы, родители, великие помощники для наших детей в постижении науки общения. Но несмотря на то что каждый ребенок уникален, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – что делать, если ребенок не умеет общаться со сверстниками. Попробуем разобраться!

Что такое общение?

Термин «общение» мы употребляем так часто, что уже не задумываемся, что именно он означает. Интуитивно понятно: в этом процессе объединяются двое и более людей, которые делятся друг с другом информацией, эмоциями, чувствами, взаимодействуют и воздействуют друг на друга. Определений общения существует немало, этой теме посвящены учебники и статьи в энциклопедиях. Но родителям интересно совсем другое: как помочь ребенку стать более компетентным в этом самом общении! Поэтому я приведу некоторые теоретические основы, но лишь те, которые нам действительно помогут.

1. Общаясь, люди взаимодействуют друг с другом.
Если один человек активен – пытается донести информацию, поделиться чувствами, а другой никак не реагирует на это воздействие, то взаимное действие в общении не состоится. Например, один ребенок хотел позвать другого в игру, но тот был так увлечен чем-то, что просто не услышал приглашения. Общение не состоялось, но у первого ребенка могло остаться неприятное чувство.
Первая проблема общения: неэффективное начало, которое не дает возможности установить и развить контакт.
Первая задача: научить ребенка начинать общение так, чтобы получить отклик, а также чтобы дальше развить взаимодействие.

2. Общаясь, люди «отражают» друг друга.
Существует теория «зеркального Я» - (автор Чарльз Кули), согласно которой человек в общении ориентируется на свои представления о том, каким он кажется другим людям, на то как оценивают его другие. Иначе говоря, мы воспринимаем другого не только как партнера по общению, но и как отражение нас самих. Например, ребенок будет охотнее общаться со сверстниками которые (как он считает) любят его и хотят с ним дружить. А тех, кто относится к нему плохо, он может либо избегать, либо проявлять к ним агрессию.
Вторая проблема общения: излишнее «надумывание», часто в отрицательную сторону, которое блокирует живость в общении. Ребенок может считать, что к нему относятся хуже, чем на самом деле. Или же, напротив, игнорировать отрицательное отношение к себе, раз за разом «натыкаясь» на «не буду с тобой играть».
Вторая задача: научить ребенка меньше размышлять о том, что о нем могут подумать. И больше основываться на реальных стимулах, идущих от других людей.

3. Общаясь, люди определенным образом относятся друг к другу.
Теперь речь не только о том, что что человек думает, как к нему относятся другие. Речь о том, что мы действительно каким-то образом относимся к каждому человеку. Отношение может располагать к успешному общению, если оно позитивное, а может и препятствовать ему. Например, если один ребенок считает сверстника человеком веселым, интересным и готовым поиграть, то он начинает общение с ним на позитивной ноте. Так шаг за шагом формируется дружба. Если же ребенок говорит: «Он жадный, хочет, чтобы все было только как он хочет», то вряд ли между ними сложится дружеский контакт.
Третья проблема общения: слишком «жесткая» оценка партнера, которая основывается лишь на нескольких эпизодах.
Третья задача: научить ребенка большей гибкости и интересу к другим. Важно, чтобы, несмотря на неприятный эпизод, ребенок был готов «попробовать еще раз».

4. Общаясь, люди воздействуют друг на друга.
Мы хотим обогатить другого информацией, или поделиться чувствами, привлечь к каким-то действиям. И это, возможно, стимулирует того отложить свои забавы и принять приглашение. Но методы воздействия бывают разные. Кто-то действует, демонстративно обижаясь и давя на чувство вины. Кто-то чрезмерно агрессивен. Кто-то, вместо того чтобы увлечь, высокомерно приказывает.
Четвертая проблема общения: неадекватные методы воздействия на другого человека.
Четвертая задача: научить ребенка – чтобы общение состоялось, методы воздействия должны быть адекватны и построены на уважении.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!